Если говорить в двух словах:

VAST - рекомендуемая схема рекламного плеера разных плейментов (оверлей, хролл, инстрим и тд), а VPAID - скриптовые расширение васта для интерактивной скипэбл рекламы. Особенность последнего - невозможность влиять на отдачу метрик и функциональное оформление, а то есть, максимизация честности для клиента. VPAID - это боль

Грубо говоря, первое - рекомендация, второе - настоичивая рекомендация.

Если говорить подробно:

Стандарт VAST (Video Ad Serving Template) разрабатывается организацией Interactive Advertising Bureau, которая занимается созданием различных стандартов в интернет рекламе. VAST-шаблон представляет собой XML-документ, который запрашивается видеоплеером и содержит информацию о рекламном сообщении, которое следует показать.

Шаблон также содержит URL-ы, которые плеер должен вызывать для отслеживания событий просмотра рекламного ролика, по которым затем рекламным сервером будет сформирована статистика. Отправка событий в соответсвии со стандартом согласуется с рекомендациями той же организации по измерению показателей видеорекламы. Рекламный шаблон VAST помимо непосредственно описания рекламных сообщений может также содержать отсылку на рекламное сообщение в формате VAST с другого сервера. Для добавления собственных нестандартных расширений в стандарте предусмотрен специальный тэг Extensions.

VAST не определяет все аспекты показа видеорекламы. Например, используя его, невозможно описать какие-либо сложные взаимодействия между плеером, веб-страницей и рекламным сообщением. VAST-шаблон не задает место и время показа рекламы, так как считается, что видеоплееру доступна большая информация о текущем контексте, поэтому он и должен принимать эти решения.

Стандарт VPAID (Video Player-Ad Interface Definition) также разрабатывается организацией IAB. Он регламентирует интерфейс взаимодействия между интерактивным рекламными форматами и видеоплеером. Он призван решить проблему несовместимости между собой сложных специфических рекламных форматов и видеоплееров, разрабатываемых различными компаниями. Применять этот стандарт не обязательно, если необходимо показывать только простые форматы типа врезки или оверлея. Но если те же самые форматы каким-то образом взаимодействуют с плеером, например, выполняют скрипты или останавливают воспроизведение основного видео, чтобы начать взаимодействие с пользователем, тогда использование VPAID может быть обосновано.

Методы интерфейса VPAID реализуются на стороне рекламного материала. Возможность рекламного материала влиять на поведение плеера ограничена только отправкой событий. Реклама не может повлиять на то, как плеер реагирует на эти события, таким образом обеспечивается безопасность плеера от возможного вредоносного кода встроенного в рекламный материал. Рекламный материал может иметь следующие методы, свойства и события, доступные для плеера:

инициализация, во время которой реклама может задать свое первоначальное состояние и подгрузить дополнительные ресурсы; оповещение о необходимости заново рассчитать размеры рекламы при изменении размеров плеера; управление воспроизведением рекламы — запуск, окончание, пауза, продолжение; управление режимом показа рекламы — раскрытый в полный размер или свернутый; признаки режима работы рекламы: линейный или нелинейный, развернутый или свернутый, оставшееся время показа, громкость рекламного сообщения; события жизненного цикла рекламного сообщения: загрузка, начало, конец; оповещение об изменение свойств; оповещение о необходимости отправки событий для рекламной отчетности; различные пользовательские взаимодействия с рекламой. Примеры сложных рекламных форматов, для которых имеет смысл использовать VPAID, чтобы добиться максимальной совместимости с плеерами: видео-врезка, поверх которой отображается оверлей, по которому можно кликнуть и перейти на сайт рекламодателя; оверлей, по клику на который запускается видео-врезка.

Стандарт VPAID имеет некоторые ограничения. И реклама и видеоплеер должны быть реализованы с использованием одного и того же стека технологий. Так, например, взаимодействие плеера на Silverlight с рекламой на Adobe Flash невозможно.

В статье были использованы материалы из блога denivip